Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Когда новорожденный ребёнок появляется в семье в первый раз, молодым родителям особенно тяжело. Сказывается нехватка опыта и тревога за правильное развитие ребенка .

В первые 12 месяцев жизни малыш развивается с огромной скоростью. К концу года он уже сможет наблюдать за окружающим миром, играть, говорить отдельные слова и ходить. Поэтому важно знать, какие изменения должны происходить в поведении ребенка каждый месяц, чтобы определить, что малыш здоров и не отстает в развитии.

Первый месяц

Первые 30 дней жизни называются «адаптационными». Малыш учится жить в новом для себя пространстве после лона матери. Некоторые системы организма работают еще несовершенно. Например, терморегуляция и приспособление к новому способу питания.

Движения ребенка пока что хаотичны, кулачки сжаты, а ножки полусогнуты. На сон уходит примерно 70% времени. Малыш нуждается в еде каждые 2 часа, в ночное время реже — 3-5 раз. У многих детей до трех месяцев наблюдаются колики и газы. При них ребенок выгибает спину, плачет и сучит ножками.

Ребенок сообщает о дискомфорте с помощью плача. Основные причины дискомфорта: голод, холод, боли (например, газы в кишечнике), мокрый подгузник или просто недостаток общения. Иногда вместо плача кроха хнычет или кряхтит.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Месячный малыш слышит звуки, поворачивает головку в их сторону. Если звук громкий или резкий, может вздрогнуть или заплакать.

К концу первого месяца карапуз может концентрировать внимание на лицах родителей или ярких предметах и смотреть на них. Пытается держать голову, находясь в вертикальном положении. Если мама постоянно общается с малышом, через месяц он начинает ее узнавать по голосу и запаху и пытаться «поддержать разговор»: агукать и гулить. Улыбается, когда видит взрослых, к которым привык.

Специалисты оценивают развитие нервной системы по рефлексам. Когда человек рождается, у него есть несколько рефлексов, предназначенных специально для адаптации: сосательный, поиск груди, хватательный. В первые месяцы жизни эти рефлексы проходят, но некоторые из них переходят во взрослую жизнь: зевание, моргание глазами, вздрагивание, чихание и т.д.

Второй месяц

Второй месяц сопровождается «комплексом оживления». Нервная система продолжает развиваться. Ребенок ведет себя более активно, теперь он бодрствует до 20 минут в час.

Малыш не держит руки кулачками постоянно, он начинает расслаблять пальцы. Не только сосредотачивает зрение на предметах, но и тянет за ними руку. Если вложить ему в ладошку игрушку, он постарается ее удержать.

Под конец второго месяца карапуз может держать головку лежа на животике 15 секунд. Кому-то удается поднять и грудь, а кто-то может и перевернуться на бочок. Дети плачут уже не только из-за физиологического дискомфорта, им может стать скучно.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Малыш по-прежнему смотрит в лица, но теперь он улавливает эмоциональное настроение: радостны вы или злы. Еще более приветливо приветствует знакомых людей: улыбается, машет руками и ногами, тянет ручки к маме.

Перечислим основные навыки, которые приобретает ребенок в 2 месяца. Что должен уметь малыш:

  • держать головку;
  • тянуться ручками к предметам и наблюдать за ними;
  • распознавать эмоциональное состояние людей;
  • испытывать потребность в общении;
  • начать различать цвета.

Эти навыки проявляются не у всех детей на второй месяц жизни, но хотя бы слышать погремушки и наблюдать за ними глазами ребенок уже должен.

Третий месяц

Ребенок становится еще более развитым и больше бодрствует. Промежутки между сном достигают час-полтора. При этом наблюдается подобие формирования режима: ночью спит больше, чем днем.

Уверенно держит головку полминуты и больше, находясь в положении лежа на животе и вертикальном. Рекомендуется чаще класть его на животик. Это способствует отхождению газов и укреплению спины и шеи. Когда малыш лежит на животе, он старается опереться на локти.

Некоторые особо активные дети могут даже переворачиваться с животика на спину сами. Малышам не рекомендуется долго лежать на боку, чтобы не заработать искривление позвоночника.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Если поставить ребенка на ровную, твердую поверхность, держа подмышки, он упрется в нее ножками. Раньше он только тянул к игрушкам ручки, теперь захватывает их и тащит в рот. С появлением интереса к собственному телу ребенок может изучать свои конечности, хватать одну руку другой, трогать свое лицо.

Кроха распознает знакомых людей и реагирует на них. При приближении близких улыбается, машет руками и ногами, гулит. Воспроизводит не только гласные звуки, но и согласные. Проявляет больше эмоций: требовательно кричит, может громко смеяться, подражать мимике родителей.

Резюмируем, что должен уметь ребенок в три месяца:

  • держать головку полминуты лежа и в вертикальном положении;
  • реагировать на родных;
  • отталкиваться от ровных поверхностей ножками, стоя вертикально;
  • тянуть руки к игрушкам и хватать их;
  • исследовать свое тело.

Обязательными из списка являются первых два пункта, остальные индивидуальны.

Четвертый месяц

Движения совершенствуются. Малыш уверенно держит головку и может свободно ей поворачивать. Пытается ползти на животике. Могут быть замечены попытки сесть в виде приподнятой верхней части туловища. Лежа на спине ребенок может поднять ручки и ножки вверх и захватить руками ступни, пытаясь затащить их в рот.

Находясь в вертикальном положении уже не просто опирается на поверхность, а начинает пританцовывать. Во время кормления он может поддерживать ручкой грудь или бутылочку.

Кроха начинает трогать и рассматривать предметы, все стремится попробовать на вкус. Кроме захвата игрушек может стучать ими или бросать. Появляются фавориты среди игрушек.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

На четвертом месяце гуление становится больше похоже на лепет, появляются слоги. Малыш эмоционально реагирует на состояние собеседника. Если тот улыбается, ребенок отвечает улыбкой или смеется. Услышав сердитый голос, может заплакать. Начинает откликаться на свое имя, капризничать, различать людей. Если мама отходит ненадолго, может кричать и требовать, чтоб она вернулась.

Перечислим, что должен уметь ребенок в 4 месяца:

  • держать головку и поворачивать ее;
  • переворачиваться на животик;
  • ползать на животе;
  • хватать игрушки руками;
  • произносить слоги;
  • различать эмоции собеседника.

Если в трехмесячном возрасте тянуться к игрушкам и хватать их могли не все малыши, то через месяц они уже обязаны этому научиться. Также все здоровые детки способны переворачиваться на бок.

Пятый месяц

Ребенок начинает уверенно делить взрослых на «чужих» и «своих». К чужим испытывает противоречивые чувства. Ему интересны новые люди, но в то же время страшно. Ребенок может наблюдать за чужими взрослыми, но заплакать, если его попытаются взять на руки. Чужими для ребенка являются все, кого он видит реже, чем несколько раз в неделю.

Движения становятся намного увереннее. Ребенок переворачивается, лежит на животе, опирается на руки и вертит головкой. Многие малыши пытаются сесть или даже встать на ноги. Непродолжительное время могут сидеть, опираясь на что-нибудь. Особенно полезно брать ребенка подмышки и ставить на ножки, чтобы он тренировал мышцы ног.

Малыш уже может фиксировать внимание на предметах по 10-15 минут. Уверенно берет игрушки и играет с ними: кидает, стучит ими, облизывает.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Дети начинают сильно нуждаться в общении, сами тянут к знакомым взрослым ручки и улыбаются. Если общения недостаточно, ребенок может начать капризничать.

Пятимесячные малыши уже могут кушать густую пищу. Можно начинать давать кашу как прикорм. У некоторых начинают резаться зубки.

Список того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев:

  • уверенно держать головку вертикально;
  • переворачиваться со спины на животик, опираться на ладошки;
  • недолго сидеть с опорой;
  • различать близких людей и незнакомцев;
  • фокусировать внимание на предметах и игрушках в течение 10-15 минут;
  • играть с игрушками.

Маркером своевременного развития пятимесячного малыша является способность переворачиваться.

Шестой месяц

Ребенок продолжает изучать предметы. Радуется, когда ему удается дотянуться до интересной игрушки, и злится, если не может ее достать, или родители что-то не дают в целях безопасности.

Может самостоятельно сесть и недолго посидеть. Лежа на животике начинает пытаться вставать на четвереньки. У некоторых это получается, и они стоят, раскачиваясь взад и вперед. Это упражнение помогает им подготовиться к ползанию. Некоторые малыши не могут пока что полноценно ползти и добираются до интересующих их предметов по-пластунски.

Многие мамочки начинают давать ребенку разнообразную пищу. Старайтесь избегать соленой и сладкой еды, потому что органы пищеварения крохи еще не совсем к ней готовы. Рацион следует обсудить с врачом.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Малыш начинает многое понимать. Он уже запомнил свое имя, и когда его кто-то зовет, оборачивается. С вниманием слушает речь близких, повторяет звуки и слоги, в том числе согласные. Начинает воспринимать музыку. Некоторые даже пытаются «петь» во время воспроизведения.

Полгода — возраст частых смен настроения. Малыш громко смеется, когда с ним играют, и кричит, если чем-то недоволен. Еще более настороженно относится к незнакомым людям, на контакт идет не со всеми.
Ребенок продолжает активно изучать окружающий мир, может поломать вещи. Способен найти взглядом крупные предметы, о которых говорит взрослый. Формирует причинно-следственные связи, толкая предметы и наблюдая, как они падают.

Многие дети пытаются пользоваться ложкой во время еды и пить из кружки, но у них, конечно же, пока не получается. Ключевым моментом здесь является то, что ребенок начинает понимать, для чего нужны ложка и кружка.

В этом возрасте малыш обязательно должен уметь проситься на ручки к маме.

Седьмой месяц

В семь месяцев ребенок начинает ползать или совершенствует навык, если научился этому раньше. Некоторые детки ползают только назад. Уже могут стоять, опираясь на что-нибудь, или ходить с помощью близких. Ребенку нравится шагать, когда мама держит его подмышки или за руки.

Хватательные движения становятся увереннее. Совершенствуется моторика рук. Ребенок начинает играть в «ладушки» и другие подобные игры. Может сидеть без опоры, прямо держа спинку, или же опираясь на ручки. С появлением возможности уверенно сидеть можно начинать приучать ребенка к купанию. Многие дети обожают купаться и сидя играть в воде.

Малыш понимает речь, может найти предмет по просьбе. Различает интонацию, с которой к нему обращаются, и эмоциональный окрас. Лопочет сам, и если раньше это были преимущественно слоги, теперь в его лепете можно уловить слова. Может копировать поведение взрослых.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Для лучшего развития рекомендуется больше разговаривать с ребенком и начать читать книжки. Книжки должны быть с красочными картинками. Ребенок будет листать и рассматривать их сам. Не обойдется и без пробы на вкус. Поэтому книжки лучше выбирать из плотного картона.

В семь лет у малышей начинают активно прорезываться зубы, если это не началось раньше. Процесс может проходить болезненно и с капризами, поэтому позаботьтесь о прорезывателе. Появляются зачатки вкуса: кроха может отказываться от еды, которая ему не нравится.

С освоением ползания карапуз начинает активно перемещаться по квартире, изучая, нередко портя и ломая все, что попадается на его пути. Но это скорее радостный момент. Здоровый ребенок в этом возрасте должен уверенно держать игрушки и стучать ими по поверхностям.

Следует поддерживать игрушки и полы в чистоте, убрать слишком мелкие предметы, потому что ребенок потащит в рот все, что найдет.

Восьмой месяц

Малыш может самостоятельно сесть и ходить, придерживаясь за опору. Способен выполнить легкие поручения — показать что-то или принести, дать ручку или ножку. На фотографиях узнает знакомых людей. Ему нравится танцевать под музыку, притопывая ножками и хлопая в ладоши.

Ребенок любит выкидывать игрушки из кроватки и играть в «прятки». К нему приходит осознание, что если предмет не виден, это не означает, что его нет. Действия с предметами усложняются. Малыш может складывать игрушки в коробку, нанизывать кольца на стержень, закрывать баночки крышками.

Ребенок осознает свою привязанность к матери. Страхи, появившиеся в это время, называются «страхами восьмого месяца». Карапуз боится расстаться с мамой, ведь все это время она была его гарантом безопасности. Усиливается страх чужих людей. У некоторых детей это выражено больше, у других — меньше. Некоторые малыши наотрез отказываются общаться с чужими людьми. По мере взросления эти страхи должны пройти.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Речь крохи приобретает осознанность. Именно сейчас он говорит свои первые «мама» и «папа». А также начинает говорить «дай», если что-то требует. Словарный запас быстро пополняется.

Увеличивается количество испытываемых эмоций. Если раньше это были только смех или плач, добавляется удивление, восторг, настойчивость, недовольство.

Малыш пытается есть самостоятельно. На горшок ему ходить еще рано, но уже стоит его с ним познакомить. Ребенок в состоянии понять, зачем нужен этот предмет.

Если ваш малыш еще не ходит, не волнуйтесь, скорее всего он начнет это делать немного позже. Но он уже должен хотя бы стоять несколько секунд на ножках при вашей поддержке за ручки.

Девятый месяц

Активность и подвижность малыша возрастает. Если он ползает, то теперь не только вперед и назад, а умеет разворачиваться. Он пытается научиться ходить без опоры. Некоторые дети даже могут встать сами и простоять некоторое время. Но в основном дитя падает, плачет, снова встает и пытается идти.

Вместе с тем у него просыпается страсть к акробатике. Он стремится залезть на стул или диван. Нельзя оставлять его одного на возвышенных предметах во избежание падения. Очень любит прыгать на месте или приседать, но, конечно, так получается только когда мама держит его за ручки.

Девятимесячный ребенок в квартире превращается в кошмар. Он стремится исследовать все, открывает шкафы, вытаскивает из них вещи. Если ему на пути встретится бумага, она обязательно будет порвана. Не стоит ругаться и препятствовать ему, разрывание бумаги способствует развитию моторики. Также дети любят засовывать пальцы в дырочки. Потребуется заклеить все розетки и надеть силиконовые накладки на углы, чтобы ребенок не ударился случайно при падении.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Малыш хорошо запоминает названия предметов, где они лежат, куда мама убирает игрушки. Формируется индивидуальный «язык» ребенка, который понимают только родители. И когда карапуз вырастет, они будут с умилением вспоминать, каким словом собственного сочинения он называл тот или иной предмет.

Эмоции и поведение усложняются. Ребенок вырывается, если недоволен, или ему не нравится, что делает мама. Может уже пытаться манипулировать родителями посредством криков и слез. На седьмой месяц дети пытаются есть ложкой без помощи взрослых, бывают попытки попроситься на горшок.

Десятый месяц

Ребенок садится, встает, ползает и ходит с помощью опоры. Часто просит маму походить с ним, держась за ручку. Ему нравится танцевать, хлопать в ладоши и топать.

Моторика улучшается. Малыш может держать в руке несколько маленьких предметов и перелистывать страницы книг. Ему больше нравятся мелкие предметы, потому что помещаются в ладошке.

На смену простым приходят более осмысленные и сложные игры. Ребенок катает машинки, играет с пирамидками, толкает куклу неваляшку. Карапуз начинает активно подражать поведению животных и взрослых. Копирует мимику и движения других людей, воспроизводит звукосочетания из их речи.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Знает названия и местонахождение частей тела, может показать их у себя, другого человека или куклы. Знает названия предметов и животных. Понимает, когда родители что-то запрещают.

Главным достижением десятимесячного карапуза является коммуникация с другими детьми. Он с интересом наблюдает за ними и пытается им подражать. Способен играть в компании другого ребенка некоторое время при участии взрослых.

Малыш начинает есть мелко измельченную пищу, самостоятельно пьет из кружки, иногда ему даже удается положить ложку в рот и не измазаться.

Одиннадцатый месяц

Ребенок может без опоры проходить небольшие расстояния. Забирается на мебель, может преодолеть несколько ступеней лестницы или провисеть на турнике 30 секунд. Может захватывать мелкие круглые предметы большими и указательными пальцами.

Малыш понимает и выполняет простые просьбы. Отличает строгий тон, умеет по реакции взрослого понять, хорошо или плохо он сделал. Воспринимает похвалу. Уже хорошо пользуется ложкой и пьет из кружки. Пытается сам надевать обувь и носки, пользоваться расческой.

По просьбе родителей использует жесты при общении: махает рукой на прощание, отрицательно покачивает головкой или утвердительно кивает. Продолжает общаться на своем придуманном языке, но в то же время произносит короткие слова или подражает звукам птиц и животных.

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Помимо плача появляются другие способы выражения своих желаний: малыш переводит взгляд и показывает пальчиком на желаемый предмет. Реагирует на чужих людей, новые игрушки или обстановку. Появляется упорство. Карапуз способен повторять одно действие несколько раз подряд, пока не достигнет успеха.

Игры усложняются. Ребенок может собрать игрушку из колец, правда сложить кольца в правильном порядке по размеру ему пока не удастся. В играх появляется сюжет: малыш кормит игрушку, катать ее в машинке, укладывать спать.

Год

Мы подошли к финишу календаря развития и первому дню рождения. Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • Некоторые детки к году встают на ножки, ходят, приседают на корточки чтобы поднять игрушку с пола и даже пытаются бегать. Другие пока не научились ходить без помощи, и шагают, держась за руку близкого человека.
  • Ребенок начинает различать игрушки и испытывать к ним привязанность. Забота проявляется в кормлении и укладывании спать.
  • Начинает говорить первые слова. Правда, речь в большинстве случаев неразборчива. Обычно словарный запас ребенка к году составляет от 10 до 15 слов.
  • Способен выражать свои желания, требует что-то дать ему, зовет родителей или бабушку.
  • Может сам кушать ложкой и пить из чашки.
  • Начинает проситься на горшок. У всех детей свои индивидуальные сигналы. Не всегда малышу удается сообщить об этом вовремя. Он может заиграться или увлечься чем-то, в результате мокрых штанишек удается избежать не всегда.
  • Наблюдается формирование пищевых привычек. Ребенок может отказываться от еды, которая ему не нравится.
  • Появляется понимание и реакция на похвалу и запреты. Вообще в этом возрасте ребенок понимает уже практически все. Он даже может начинать шкодить, нарушая родительское «нельзя».

Новорожденный ребёнок: что нужно знать маме в первую очередь

Первые 12 месяцев — нелегкое время. Помните, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Малыш может не уметь часть из перечисленного. Он освоит это позже, если родители будут заниматься с ним. К обязательным условиям нормального развития в конце первого года жизни относятся только ходьба с помощью или без и способность различать игрушки.

Несмотря на пользу статей в Интернете, напоминаем, что обязателен регулярный осмотр и контроль развития врачом-педиатром.

Рассказать друзьям
Распечатать
Комментарии (0)
Вопрос:
Название журнала (Ответ: MODDA)
Комментарии с оскорблениями, нецензурными выражениями и рекламой не будут опубликованы