Статья описывает историю жизни и творчества одного из известнейших итальянских модельеров Джанни Версаче: от становления творца до окончания его жизненного пути.
Джанни Версаче — это определение стиля для целого поколения, один из ведущих мировых дизайнеров одежды. Вместе со своей семьей он создал империю моды Versace, которая по сегодняшний день продолжает доминировать в отрасли.
Биография Джанни Версаче
Детство и юность
Дизайнер буквально родился в моде 2 декабря 1946 года. Его мать была владелицей успешного бизнеса по пошиву одежды в своем родном городке Реджо-ди-Калабрия, Италия. Поэтому Джанни учился ремеслу буквально с пеленок. Будучи ребенком, он наблюдал, как его мать интуитивно драпирует платья для клиенток, иногда укорачивая их впереди или оставляя длиннее сзади, часто нарушая принятые в то время правила кроя, для того чтобы освежить дизайн, сделать его смелым и заметным. В процессе совершенствования навыков, которым он научился у своей матери, это врожденное желание раздвинуть границы стало подписью модельера.
Образование
Большое влияние на развитие вкуса и чувства стиля молодого человека оказало его обучение в Калабрийском лицее Classico Tommaso Campanella. В лицее он изучал гуманитарные науки, специализируясь на древнегреческом языке и латыни. Выбор такого направления был обусловлен увлечением Джанни мифологией и историей Древней Греции, которое прослеживается во всём его творчестве. Однако, обучение так и не было закончено.
Начало карьеры
Джанни Версаче очень рано понял, что ему суждено стать дизайнером. К 1972-у году он переехал из Реджо-ди-Калабрии в Милан, где начал работать вольнонаемным дизайнером известных итальянских лейблов, таких, как Genny, Callaghan и Complice.
Как и у любого молодого дизайнера, ранние работы давали мало подсказок о том, кем он станет в будущем. Версаче играл по правилам и оставлял своих боссов довольными чередой вдохновленных творений в стиле диско. Однако работа не реализовала его творческий потенциал, Версаче хотел чего-то большего для реализации своих идей.
Его эстетика предлагала освежающий контраст архитектурной простоте предшественников. «Он понимал, что сама идея одежды не столько в том, чтобы прикрывать себя, а в том, чтобы быть привлекательной», говорит эксперт мира моды Хэл Рубинштейн, «он считал, что вы должны одеться так, чтобы привлечь внимание».
Так возникла идея создания своего собственного лейбла. В 1978 году он сделал именно это и начал карьеру, которая навсегда изменит мир моды.
Создание бренда Версаче
Уже в марте 78-го бренд представил первую авторскую линию женской одежды. На следующий год бренд «Gianni Versace» открыл свой первый бутик на Via della Spiga в престижном районе Милана. Позже в этом же году была запущена и мужская линия.
Должность управляющего по финансовым вопросам практически с даты создания бренда занимает старший брат основателя – Санто. В 1981 к Джанни присоединяется и Донателла Версаче, в качестве управляющей рекламой и связями с общественностью. Джанни был творческим гением и рабочей лошадкой дома мод, рассчитывая, что Донателла станет его музой и критиком. Для Донателлы, которая в те дни была скорее послом бренда, способность противостоять Джанни была частью ее ценности.
«Я считала себя тем, кто действительно мог сказать Джанни правду, потому что с настолько статусным дизайнером почти никто не может», сказала Донателла однажды в интервью, «незнание правды – это большая угроза для большого дизайнера».
Таким образом поддержание лейбла становится семейным дело.
Уникальным сочетанием ярких красок, сексуальной привлекательности, классических референций и современной культуры Versace стал его товарный знак. Для логотипа была выбрано стилизованное изображение головы Медузы Горгоны. Как говорил сам модельер — символ парализующей, гипнотизирующей красоты.
Создание модного дома
Самые первые коллекции начали исследовать темы, которые в конечном итоге определят всю карьеру. Джанни Версаче был очарован поп-артом, и его часто видели вместе с Энди Уорхолом и его окружением «суперзвезд». Увлечение поп-артом быстро повлияло на дизайны. Он начал комбинировать силуэты и материалы, которые не часто использовались вместе, чтобы расширить границы модных веяний.
Многие в мире моды считали его ранние коллекции вульгарными, из-за сексуальности, яркости и открытости, но знаменитостей привлекала их экстравагантность.
Когда Версаче переехал на Южный пляж Майами в начале 1990-х, мир моды последовал за ним. По словам его сестры Донателлы, Джанни шел с ней вдоль пляжа, и в 10 часов вечера он остановился перед многоквартирным домом, говоря ей: «Я хочу этот дом». Через несколько дней легендарный особняк Casa Casuarina был его собственностью, а жизнь в Саус-Бич резко изменилась. Casa Casuarina, названная в честь сборника рассказов Сомерсет Моэм, начала оказывать влияние на коллекции дизайнера. Дом и его содержимое стали основой всей коллекции Versace Home.
Уже после переезда было создано легендарное черное платье, скрепленное золотыми английскими булавками, которое помогло превратить 17-летнюю Элизабет Херли в сенсацию, когда она надела наряд на премьеру фильма «Четыре свадьбы и похороны» с Хью Грантом» в 1994. Джанни Версаче позволил Элизабет носить платье как одолжение, когда узнал, что она не может позволить себе приобрести что-то новое. Ни Версаче, ни Херли в то время не осознавали, что этот наряд навсегда ознаменует момент, когда красная дорожка стала более влиятельной, чем подиум.
Он был не только блестящим дизайнером, но и выдающимся маркетологом. Джанни Версаче стал первым дизайнером, полностью осознавшим важность современной культуры. Он был первым, кто использовал актрис и рок-звезд в своих рекламных кампаниях, понимая важность распространения имени и имиджа на глобальном уровне. Согласно Британскому Музею Виктории и Альберта, Версаче разрабатывал одежду для музыкальных туров своих ближайших друзей, в том числе для Элтона Джона и Мадонны, Тины Тернер. Версаче не только одевал знаменитостей, он их создавал. Бренд сделал имена для неизвестных моделей, таких как Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон. Он умел находить и развивать сырой талант. «Джанни взял меня на свое шоу, когда в моем портфолио было всего два фото, и я совсем не была знаменита», – вспоминает супермодель и певица Карла Бруни. «Мы были молоды и хрупки. Он обращался с нами так, будто мы принцессы, как будто мы были частью его семьи». Женщин, выбранных Версаче, не считали средством для моделирования его одежды – они становились частью его мира. И мир Версаче был местом, в которым хотели быть все.
В дополнение к разработке собственных коллекций, Версаче известен своими проектами для театра и кино. По данным Американского театра балета, он создавал костюмы для различных балетных и оперных постановок, часто сотрудничая с Морисом Бежаром. Позднее Бежар почтил его память в 2007 специальным балетом, написанным к десятилетию со дня смерти.
Чем болел Джанни Версаче перед смертью
В августе 1994 у Джанни был поставлен редкий диагноз – рак внутреннего уха, вскоре после чего дизайнер скрылся от публики. Его сестра, Донателла, говорит, что это связано с увеличением уха в размерах и ухудшением слуха. Рак был признан неоперабельным, и модельер проходил химиотерапию до конца 1995 года. Версаче полагал, что не перенесет лечение рака, пишет журнал «New York», и создал завещание, диктующее, кто останется во главе его империи моды. Согласно «The Guardian», он оставил 50 процентов компании своей племяннице — Аллегре, которой на момент написания завещания было 11. Аллегра получила акции, достигнув совершеннолетия в 2004 году, и с тех пор вошла в совет директоров.
Спустя два года после диагностирования Джанни возвращается к творчеству. Курс лечения болезни Джанни Версаче оказался действенным, и дизайнер находился в состоянии ремиссии.
Донателла сказал журналу «New York» в 2006 году: «Он был объявлен вылеченным за шесть месяцев до того, как его убили. Мы отпраздновали шампанским». Версаче пришел в норму от болезни, только чтобы быть застреленным Кьюнененым всего несколько месяцев спустя.
Существуют предположения, что Джанни был ВИЧ-позитивным. Однако его семья и партнер отрицают эти заявления. После смерти тело было кремировано и точно узнать, чем болел Джанни Версаче не представляется возможным.
Менее чем за неделю до убийства Версаче представил свою последнюю коллекцию в парижском отеле Ritz. Согласно «Телеграфу», Наоми Кэмпбелл и Эрин О’Коннер были двумя из супермоделей, которые шли в его заключительной презентации. Несмотря на напряженную обстановку, накаляющуюся за кулисами, последний показ мод Versace получил высокую оценку критиков. Несмотря на то, что дом столкнулся с новой конкуренцией со стороны Джона Гальяно и Александра Маккуина, Версаче получил первое место в рецензии Associated Press: «Джанни Версаче безраздельно властвовал со своим подиумом». Затем Джоан Канер модный директор Маркус Нейман назвал коллекцию «потрясающей, сексуальной и современной».
Спустя пятнадцать лет после смерти дизайнера Донателла устроила показ мод в отеле Ritz в честь своего брата, прежде чем отель закрыли на ремонт. В 2017 году Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Карла Бруни и Хелена Кристенсен воссоединились на 20-ю годовщину смерти Джанни и пошли по подиуму с Донателлой во время финала показа на Миланской неделе моды.